+375 (29) 845-32-70
Отвечаем на вопросы в

Как учить, чтобы не забывать

Как учить, чтобы не забывать

В этом году ты будешь много запоминать, поэтому эта фишка тебе особенно полезна. Делюсь секретом, как наши ученики запоминают материал надолго.

Как устроена память

Чтобы поделиться секретом, нужно сперва рассказать, как работает наша память. Представь, что она — это лес. Красивый такой, зеленый. Каждая новая тема — дерево.

Чем больше ты узнаёшь, тем больше в твоём лесу деревьев. Получается, все-все формулы, исключения, стихи всегда сидят в памяти.

В твоём лесу хранится вся (даже незначительная) информация. Не поверишь, там есть даже лица людей, которых ты видел с момента рождения. Именно их ты и видишь во сне. Ни одного незнакомого лица тебе ещё ни разу не приснилось.

Почему мы не можем быстро это вспомнить

Оказывается, главное в твоём лесу совсем не деревья, а тропинки и дорожки.
Именно по ним ты пробираешься к каждому дереву, когда нужно вспомнить определённую тему или правило. Чем чаще ты вспоминаешь правило, тем заметнее тропинка.

Как и в обычном лесу, принцип такой: чем чаще ты ходишь по тропинке, тем она лучше утоптана, а идти по ней проще и быстрее.

Другими словами, чем чаще ты вспоминаешь материал, тем быстрее «добегаешь» до нужного дерева.

Если ты просто прочел правило или посмотрел наше видео, а потом никогда не вспоминаешь, о чём же мы тебе там рассказали, дорожка зарастает. Дерево осталось на месте, но дойти до него уже проблема. Именно это и происходит с лицами всех прохожих.

Теперь понимаешь, почему взрослые так часто заставляют повторять. Они, может, и не знают весь механизм, но опыт показал им: это работает.

Тут возникает новая проблема: много информации! Не будешь же ты каждый день повторять всё, что когда-то выучил.

К счастью, в памяти все сложнее, чем в лесу. Не нужно каждый день ходить по тропинкам, только чтобы они не заросли. Есть определённое время для повторения.

5 важных моментов для повторения, которые нельзя упустить

В памяти есть определённые дни, часы и минуты, когда стоит повторить материал. Те, кто этим пользуется, легко вспоминают на ЦТ любые нюансы правил.

Очень интересный человек и крутой психолог Г. Эббингауз ещё в конце 19 века издевался над своей памятью, чтобы обнаружить такие факты:

после того, как мы получили информацию, забывание идёт очень быстро;

в течение первого часа забывается 60% новой информации;

через 10 часов остаётся всего 35%;

через 6 дней, если не повторять материал, останется около 25%;

• 21% останется через месяц и через год.

Эббингаузу, как и нам, такая перспектива не понравилась. И он начал проводить массу опытов, чтобы найти решение, останавливающее такое быстрое забывание.

И к нашему счастью, он его нашёл!
Эббингауз обнаружил 5 очень важных моментов для памяти, когда нужно повторить материал. И если соблюдать эти условия и, например, через 20 минут повторить изученный материал, то через месяц и даже через год, ты вспомнишь уже на 10% больше информации (не 20%, а 30%). А если повторишь ещё и через день, то вспомнишь уже не на 10%, а на 20% больше (итого уже 40% через год) и т.д.

Эту схему мы уже 4 года проверяем на своих учениках. И все, кто не увиливает и решает тесты по нашему графику, даже через год помнят практически всё, что мы прошли в курсе.

И сейчас мы поделимся этой схемой с тобой.
Вот простая инструкция.

Именно этот принцип мы используем в платной группе (хотя многие ученики об этом даже не догадываются).

Повторения

Ты получил информацию. Как бы круто мы ни объясняли, процесс забывания уже запущен. И есть только два способа ему помешать:

1. Пойти спать. Это не шутка: если после узнавания новой информации лечь спать, процесс забывания останавливается, и информация держится в голове. Метод для ленивых. Плохо только то, что после сна забывание запустится снова.

2. Более надёжный метод. Сразу же повторить новый материал. Так ты на 10% автоматически увеличишь процент «доступной» информации. Причём неважно, сколько времени пройдёт: через неделю, месяц и год ты всегда вспомнишь уже на 10% больше. И всё это только благодаря первому повторению.

В платных группах такое повторение мы устраиваем прямо в процессе вебинара и решаем тесты сразу после моих душещипательных историй о ловушках. Эти плюс 10% зарабатывают все, даже не подозревая об этом.

Как правильно повторять?

  1. Старайся вспомнить всё главное сам. Только в экстренной ситуации заглядывай в книгу или конспект. Чем сильнее напрягаешь память, тем дольше тропинка не зарастает.
  2. Читаешь — читай. Не думай о своём. Всегда забавляют люди, которые читают параграфы и правила по несколько раз. Некоторые доходят до 10 перечитываний. Шок.

Проще и экономнее прочитать текст один раз, думая о нём, а не о погоде, танках, косметике или любимом человеке. Если сложно, представляй то, что читаешь. Как кино. Я не встречала ещё текстов, которые нельзя понять с 1-го раза. Всё зависит только от твоего желания.

Кстати, ещё одно полезное открытие от Г. Эббингауза: осмысленный материал запоминается быстрее в 9 раз. Поэтому удели внимание именно изучаемой теме. Только сэкономишь время :) 

2-е повторение

В идеале делать его через 20-30 минут после первого повторения. Поэтому после вебинара ещё 20 минут мы с ребятами решаем тесты. Кто хочет, делает это со мной. Так мы «протаптываем дорожку» уже во второй раз. И они вспомнят уже на 20-25% больше информации, чем те, кто после репетитора ничего не повторил.

Именно поэтому я против занятий с репетиторами. Мало кто из ребят, вернувшись домой, открывает конспект и повторяет. Я тоже когда-то ходила к репетитору. Несмотря на огромное желание поступить, часто открывала конспект только за час до встречи. Эффект от такой подготовки, как понимаешь, почти никакой. За неделю забывала я очень много.

Если ты поступаешь так же и откладываешь повторение на неделю,
то через это время ты фактически заново будешь заучивать материал, т.е. сажать новое дерево. И систему повторения придётся запускать заново.

3-е повторение

Его надо сделать примерно через 20 часов, на следующий день.
Представь: не прошло и суток, а ты уже 3-й раз повторяешь материал. Каким бы ленивым ты ни был, ты не потратишь на это больше 10 минут. А эффект…!
Через год ты вспомнишь больше уже на 35-40%.

В группе в этот день все решают наши обязательные тесты, которые ух как напрягают память и мышление! Эти тесты влияют на возможность заработать скидку и получить Russo (наша валюта). Хорошая мотивация, правда?

Теперь можешь расслабиться.

4-е повторение

Оно тебя ждет только через 2-3 недели. Здесь ты заметишь, как легко вспоминается весь материал.

Каждые 2 недели с помощью теста, которым ребята зарабатывают свои скидки на обучение, мы заставляем их снова всё повторить. И теперь даже через год они вспомнят уже на 50-60% больше информации.

5-ое повторение

Для пущего эффекта лучше повторить ещё через 1-2 месяца. Если до этого момента ты выполнил всё по инструкции, даже за такой промежуток ты хорошо вспомнишь материал.

Пятое повторение сохранит информацию на уровне 94% и выше на протяжении года!

Такое повторение мы тоже используем в группе. Это итоговый мегатест. За неделю до него мы отрабатываем и повторяем всё, что изучали 2 месяца (общий вебинар + ДЗ на повторение + самостоятельная работа + мегатест).
Потому мы не волнуемся за учеников, которые проходят обучение в начале года: около 94% информации они вспомнят точно :)
 
На все 5 повторений ты потратишь максимум 1,5 часа. Но этот эффект дороже потраченного времени. Не поленись и попробуй.
Результат увидишь точно! Мы уже проверили.
 

Некоторые наши ученики тоже решили проверить «эффект Эббингауза»

 
 
 

Другие отзывы читайте здесь ➡ ссылка на источник и другие отзывы

Ещё по теме